Пятница, 2024-03-29, 5:36 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ СОШ №8 пос.Висимо-Уткинск

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Естественно-научное образование

Куратор естественно-научного образования в школе

Корякова Екатерина Михайловна (учитель химии и биологии, I квалификационная категория)

Контактная информация:

-электронная почта: kondackova@yandex.ru

-мобильный телефон: 89089171026

     Изучение предметов естественнонаучного цикла играет важную роль формировании мировоззрения обучающихся, в их экологическом воспитании. В развитии современного образования наблюдается тенденция объединения знаний из разных научных областей, так как лишь на стыке нескольких направлений формируется целостное представление об окружающем мире, открываются новые горизонты познания. Данный процесс интеграции также является необходимым компонентом школьного образования и реализуется через использование принципа межпредметных связей в обучении (пример интегрированного урока). 

        Современные естественно-научные дисциплины включают огромный пласт знаний, которые раскрывают сущность природных явлений. 

Еще в XIX в. Д.И. Писарев писал:

     "без физики нельзя взяться за химию; без физики и химии нет возможности приступить к физиологии животных и растений; разумное и плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой последовательности..."

     Главная задача естественно-научного образования заключается в том, чтобы обеспечить условия для освоения основ знаний, которые накоплены на сегодня науками о Земле. Содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественно-научного цикла охватывает главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных исследований и освещает их теоретическое значение на доступном школьникам уровне научности.

      Освоение системы естественно-научных знаний происходит на основе современных методов обучения. Учитель использует как  словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, работа с текстом учебника и др.), так и практические методы обучения (практика наблюдения за различными объектами, процессами и явлениями, проведение учебных экспериментов, постановка и решение разнообразных расчетных задач, моделирование, построение графиков, составление аналитических таблиц и т.д.). Наблюдения в большей степени стимулируют чувственное познание; эксперименты, моделирование, графики, задачи и задания математического характера возбуждают все процессы познавательной деятельности школьников и особенно усиливают абстрактное мышление.

     Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.

     Широкими возможностями для развития исследовательских умений учеников обладает школьный курс биологии, т.к. спецификой курса является исследовательский характер содержания. Поэтому в школе организована исследовательская деятельность как на уроках (рабочая программа по биологии для основного общего и среднего общего образования), так и во внеурочное время (элективный курс "Юный исследователь").

     В начальной школе темы детских исследовательских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны нахо­диться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу (Евсюкова, 2011). Длительность исследования целесообразно ограничить сначала одним или двумя сдвоенными уроками, а затем одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Например, написание исследовательского проекта возможно на таких уроках окружающего мира, как: «Что такое природа?», «Невидимые нити» (взаимоотношения живых организмов в природе), «Красная книга, или Возьмём под защиту». Учащиеся с удовольствием займутся, новой для них, исследовательской деятельностью.

     В основной школе на первый план у подростка выступают цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому исследовательскую деятель­ность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы. Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной). Исследования вполне могут быть локальными и не иметь практического применения. Примерные темы исследовательских работ могут звучать так: «Влияние табака на прорастание семян овсяницы», «Микобиота школьных помещений», «Плесень: вред или польза», «Здоровье человека», «Биологические часы человека».

   В старшей школе к концу 10 класса мотивированным учащимся необходимо достичь формирования надлежащего уровня выраженности умений исследовательской компетентности. Обучающиеся должны самостоятельно владеть технологией исследования. Темы исследовательских работ находятся в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Формы работы – индивидуальные или минигрупповые (Евсюкова, 2011).

Формы, методы, технологии обучения

На уроке:

  • исследовательский метод;

  • учебный эксперимент;

  • домашнее задание поискового характера;

  • урок-экскурсия;

  • урок-лаборатория;

  • элементы исследования на уроках.

Во внеурочное время:

  • научное общество учащихся;

  • научно-практические конференции;

  • исследовательская практика;

  • учебно-исследовательские проекты.

     Обучающиеся принимают активное участие в научно-практических конференциях разного уровня, имеют научные публикации и отмечены дипломами и грамотами:

     -"Живое серебро Уральских гор";

     -"Определение качества пресной воды в окрестностях п. Висимо-Уткинск";

     -"Очистка воды в домашних условиях";

     -"Гидробионты реки Межевая Утка" и другие.

     Презентация исследовательской работы обучающейся 7 класса "Приспособленность беспозвоночных животных к водной среде обитания"

     Публикации учителя  биологии:

     -"Особенности жизнедеятельности бобров и их влияние на экосистему реки Межевая Утка"

     -"Фауна беспозвоночных животных реки Межевая Утка" и другие.

     Наблюдаются стабильные результаты освоения всеми обучающимися образовательной программы. При стопроцентной успеваемости качество обучения  по биологии  в 2014-2015 учебном году- 66,7% (химия 54,5%); в 2015-2016 учебном году — 87,5% (химия-100%); в 2018-2019 учебном -83,6% (химия-100%). Что можно объяснить объективностью оценивания знаний, подтверждением на экзамене выставленной оценки, познавательными особенностями обучающихся.  С 2014 по 2019 год все обучающиеся успешно выполнили экзаменационную работу по биологии  в форме ОГЭ.

   Организация исследовательской деятельности педагогов и учащихся является средством реализации компетентностного подхода. При этом компетентность рассматривается как мера включенности человека в исследовательскую деятельность, поскольку в ее основе системно-деятельностный подход (Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии с использование цифровой лаборатории "Архимед").

     В процессе обучения биологии  и химии используется модель процесса развития исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии, являющаяся основой технологии поэтапного формирования  исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии.

    В  процессе обучения реализуется "Программа школьного экологического образования". Она носит развивающий характер, направлена на формирование экологической культуры личности обучающихся, ознакомление с проблемами мира, страны, родного края, приобщение к исследовательской работе.

    Использование представленных технологий и методик обучения позволяет реализовать одну из  современных целей о образования: формирование функциональной грамотности.

    Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В процессе обучения используются комплексные задания, направленные на развитие элементов функциональной грамотности

Особенности поселка Висимо-Уткинск и его окрестностей

   1.  Природа поселка Висимо-Уткинск и его окрестностей красива и многообразна, богата направлениями для новых исследований.

   2.  Природный парк "Река Чусовая" (Акт внедрения научно-исследвательской работы)

Чусовая – красивейшая река Урала с удивительной историей и сотнями достопримечательностей. Своей красотой и уникальностью она широко известна не только в России, но и за ее пределами. Ежегодно красотами Чусовой любуются многие тысячи любителей уральской природы. Это единственная в мире река, пересекающая Уральские горы с востока на запад, текущая и в Азии, и в Европе.

Существует несколько гипотез происхождения названия этой уральской реки. Гидроним «Чусовая», к сожалению, точного, научного перевода не имеет. Корень «чус» очень древний и, вероятно, возник где-то в пятом веке до нашей эры у племен чуди – древнейшего поселения, оставившего после себя городища и могильники, язык которого не известен ученым нашего времени. Первоначально название реки, очевидно, имело другое звучание, но за тысячелетия из-за смены живших народов претерпело эволюцию. Сейчас оно созвучно с коми-пермяцкими словами: «чус» — в значении «глубокий овраг, каньон», «ва» — вода, река. Другая версия без научного обоснования: происхождение слова «Чусовая» является результатом эволюции слова «чожга» — быстрая вода на языке коми.

Но при этом остается загадкой названия притоков Камы — Северный Чус и Полуденный Чус, — а также названий многочисленных озер (Чусовое, Чусовское) вдоль Уральского хребта. У коми есть слова «чуоси» или «чуосо» в значении «покровительница, священная река». У удмурдов «чус» — «бойкий, проворный». Интересна еще одна версия возникновения слова «чусовая»: слог «чю (чу)» — «река» на тибетском языке, «су» — «река» по-тюркски, «ва» — «река» на коми-пермятском языке, «я» — «река» на мансийском. В итоге «чу-со-ва-я» означает «река-река-река-река». Что интересно, выражение в районе реки Чусовой «село Слобода» по смыслу означает «поселение Поселение», так как «слобода» — это поселение, и такое же смысловое значение имеет слово «село».

Из более 200 скальных обнажений многие имеют статус памятников природы. На реке более 70 перекатов, крупнейший из которых – Кашкинский. У реки более 150 притоков – от небольших ручьев до приличных речек. В 2004 году на участке реки Чусовой в 148 километров был создан природный парк «Река Чусовая». 

Река Чусовая

3. Река Межевая Утка

    Река Межевая Утка течет по территории Свердловской области, это правый приток реки Чусовой. Слово «межевая», «межа» в названии реки связано с тем, что раньше по ней проходила граница, сначала между царскими и строгановскими землями, затем между землями Строгановых на западе и Демидовых на востоке. Что же касается второго слова в названии реки, то, как считают топонимисты, оно произошло от мансийского слова «утя» - «вода».

      

Река Межевая Утка

     Длина Межевой Утки – 121 километр, площадь водосбора 1 330 кв.км. Течение быстрое. Река берет начало в Уткинском болоте между горами Большой Урал и Синей 

     Населенные пункты на берегу Межевой Утки: Синегорский, Висим, Висимо-Уткинск, Таны, Баронская, Усть-Утка.

     В 1581 году дружина Ермака сначала пыталась перевалить в Сибирь по Межевой Утке, но это не удалось и казаки спустились до Серебрянки. В XVIII-XIX веках от Висимо-Уткинска по Межевой Утке сплавлялись судна с продукцией демидовских заводов. По Утке они доплывали до Чусовой, затем плыли вниз по Чусовой до Камы и далее. В верховьях реки висимским золотоискателем Селивановым была найдена золотая россыпь. Здесь был открыт Селивановский прииск. Позже тут вырос поселок лесорубов Межевая Утка, а сейчас это поселок Синегорский.

     4. Родина писателя Д.Н. Мамин-Сибиряка

     В Висиме, расположенном на Межевой Утке, родился и вырос уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. В Висиме работает мемориальный дом-музей писателя, установлено два памятника. Кроме того, около Висима, близ Межевой Утки, расположен самый глубокий водоем Свердловской области – озеро Бездонное, образовавшееся на месте карстового провала.

    5. Озеро Бездонное.

     Озеро Бездонное с окружающими лесами. На правом берегу р. Межевая Утка, севернее пос. Висим. Гидрологический памятник природы. Озеро карстового происхождения среди доломитизированных известняков палеозоя.

     6. Зооферма в поселке Висим. 

На ферме живут животные и птицы. Это лошади, страусы, олени, гуси, утки, кролики, свиньи, павлины, овцы, козы и другие.

                                         Свиньи                                            Олени                                                     Страусы                                            Кролики

     7. Туристический кластер "Гора Белая"

 

    8. Проекты "Родники", "Кормушка", «Природа и мы»

В 2021 году наша школа включена в национальный проект страны по созданию центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» (приказ Министерства образования и молодежной политики №56 от 28.01.2021). Теперь каждый ученик сможет себя ощутить маленьким исследователем, первооткрывателем.

 

 

Автор публикации: Корякова Екатерина Михайловна

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz