Куратор естественно-научного образования в школе
Ошуркова Мария Алексеевна (учитель химии и биологии)
Контактная информация:
-электронная почта: mou_8_v-utkinsk@mail.ru
-мобильный телефон: 8(3435)91-76-12
Куратор естественно-научного образования в школе: Роль учителя и современные методы обучения.
Естественно-научное образование в школе играет важную роль в формировании научного мировоззрения у учащихся, развитии их критического мышления и способности к исследовательской деятельности. Куратор этого направления в нашей школе — преподаватель, который вдохновляет, направляет и открывает перед детьми удивительный мир науки.
Учитель — это не только педагог, но и наставник, который понимает, как важно вовремя и правильно раскрыть детям секреты природы, научить их наблюдать и анализировать мир вокруг. Среди многочисленных положительных сторон работы можно выделить увлечённость предметом, искреннюю заботу о каждом ученике и желание передать знания, которые помогут им в дальнейшем освоении науки.
Современные методы и технологии на уроках.
Современная школа требует от учителей применения новых технологий, и наша куратор естественно-научного образования успешно осваивает эти инструменты. В её практике активно используются методы проектной работы, исследовательской деятельности, цифровых технологий и инновационных подходов в обучении.
Одним из примеров является использование виртуальных лабораторий и онлайн-ресурсов для выполнения лабораторных работ, что позволяет учащимся исследовать различные явления природы, не выходя из класса. Также она активно применяет интерактивные доски, что способствует более наглядному и интересному объяснению сложных тем.
Кроме того, внимание уделяется интеграции межпредметных связей, что помогает ученикам понять, как естественные науки связаны с другими областями знаний, и как эти знания можно применять в реальной жизни. В школе также проводятся научные конференции и выставки проектов, что способствует развитию исследовательских навыков у учеников.
Цели и задачи обучения.
Целью естественно-научного образования в нашей школе является не только формирование знаний и навыков, но и развитие у учащихся способности мыслить критически, анализировать информацию и применять полученные знания на практике. Мы стремимся развить у детей интерес к естественным наукам, учим их задавать вопросы и искать на них ответы.
Задачи обучения включают:
1. Формирование у школьников системных знаний о природе, окружающем мире, явлениях и процессах.
2. Развитие навыков проведения исследований, экспериментов, обработки и анализа данных.
3. Воспитание любознательности, критического мышления и самостоятельности.
4. Приобретение практических навыков, которые будут полезны в жизни и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Наша школа обеспечивает учащихся не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, которые помогают им ориентироваться в мире науки и технологий.
Организация исследовательской деятельности педагогов и учащихся является средством реализации компетентностного подхода. При этом компетентность рассматривается как мера включенности человека в исследовательскую деятельность, поскольку в ее основе системно-деятельностный подход (Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии с использование цифровой лаборатории "Архимед").
В процессе обучения биологии и химии используется модель процесса развития исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии, являющаяся основой технологии поэтапного формирования исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии.
В процессе обучения реализуется "Программа школьного экологического образования". Она носит развивающий характер, направлена на формирование экологической культуры личности обучающихся, ознакомление с проблемами мира, страны, родного края, приобщение к исследовательской работе.
Использование представленных технологий и методик обучения позволяет реализовать одну из современных целей о образования: формирование функциональной грамотности.
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В процессе обучения используются комплексные задания, направленные на развитие элементов функциональной грамотности.
Формы, методы, технологии обучения
На уроке:
-
исследовательский метод;
-
учебный эксперимент;
-
домашнее задание поискового характера;
-
урок-экскурсия;
-
урок-лаборатория;
-
элементы исследования на уроках.
Во внеурочное время:
-
научное общество учащихся;
-
научно-практические конференции;
-
исследовательская практика;
-
учебно-исследовательские проекты.
Обучающиеся принимают активное участие в научно-практических конференциях разного уровня, имеют научные публикации и отмечены дипломами и грамотами.
Природный край: Висимо-Уткинск.
Поселок Висимо-Уткинск, в котором расположена наша школа, — это живописное место, где природа создает особую атмосферу для изучения естественных наук. В окрестностях Висимо-Уткинска находятся замечательные природные достопримечательности, которые идеально подходят для проведения учебных экскурсий и исследований.
Окружающая природа богатая и разнообразная: тут можно найти живописные леса, многочисленные водоемы, такие как река Висима, которая является не только природным объектом, но и важным элементом экосистемы. В этих местах часто проводятся экологические исследования, где ученики изучают флору и фауну региона, а также учат применять теоретические знания на практике.
Одной из уникальных особенностей нашего края является его разнообразие природных ландшафтов. Здесь есть как хвойные леса, так и участки, покрытые лиственными деревьями. В этих лесах можно встретить множество редких растений и животных, что делает их отличным объектом для изучения экосистем. Также район славится своими минералами и геологическими образованиями, что привлекает как школьников, так и исследователей.
Особенности поселка Висимо-Уткинск и его окрестностей
1. Природа поселка Висимо-Уткинск и его окрестностей красива и многообразна, богата направлениями для новых исследований.
2. Природный парк "Река Чусовая" (Акт внедрения научно-исследвательской работы)
Чусовая – красивейшая река Урала с удивительной историей и сотнями достопримечательностей. Своей красотой и уникальностью она широко известна не только в России, но и за ее пределами. Ежегодно красотами Чусовой любуются многие тысячи любителей уральской природы. Это единственная в мире река, пересекающая Уральские горы с востока на запад, текущая и в Азии, и в Европе.
Существует несколько гипотез происхождения названия этой уральской реки. Гидроним «Чусовая», к сожалению, точного, научного перевода не имеет. Корень «чус» очень древний и, вероятно, возник где-то в пятом веке до нашей эры у племен чуди – древнейшего поселения, оставившего после себя городища и могильники, язык которого не известен ученым нашего времени. Первоначально название реки, очевидно, имело другое звучание, но за тысячелетия из-за смены живших народов претерпело эволюцию. Сейчас оно созвучно с коми-пермяцкими словами: «чус» — в значении «глубокий овраг, каньон», «ва» — вода, река. Другая версия без научного обоснования: происхождение слова «Чусовая» является результатом эволюции слова «чожга» — быстрая вода на языке коми.
Но при этом остается загадкой названия притоков Камы — Северный Чус и Полуденный Чус, — а также названий многочисленных озер (Чусовое, Чусовское) вдоль Уральского хребта. У коми есть слова «чуоси» или «чуосо» в значении «покровительница, священная река». У удмурдов «чус» — «бойкий, проворный». Интересна еще одна версия возникновения слова «чусовая»: слог «чю (чу)» — «река» на тибетском языке, «су» — «река» по-тюркски, «ва» — «река» на коми-пермятском языке, «я» — «река» на мансийском. В итоге «чу-со-ва-я» означает «река-река-река-река». Что интересно, выражение в районе реки Чусовой «село Слобода» по смыслу означает «поселение Поселение», так как «слобода» — это поселение, и такое же смысловое значение имеет слово «село».
Из более 200 скальных обнажений многие имеют статус памятников природы. На реке более 70 перекатов, крупнейший из которых – Кашкинский. У реки более 150 притоков – от небольших ручьев до приличных речек. В 2004 году на участке реки Чусовой в 148 километров был создан природный парк «Река Чусовая».
Река Чусовая
3. Река Межевая Утка
Река Межевая Утка течет по территории Свердловской области, это правый приток реки Чусовой. Слово «межевая», «межа» в названии реки связано с тем, что раньше по ней проходила граница, сначала между царскими и строгановскими землями, затем между землями Строгановых на западе и Демидовых на востоке. Что же касается второго слова в названии реки, то, как считают топонимисты, оно произошло от мансийского слова «утя» - «вода».
Река Межевая Утка
Длина Межевой Утки – 121 километр, площадь водосбора 1 330 кв.км. Течение быстрое. Река берет начало в Уткинском болоте между горами Большой Урал и Синей
Населенные пункты на берегу Межевой Утки: Синегорский, Висим, Висимо-Уткинск, Таны, Баронская, Усть-Утка.
В 1581 году дружина Ермака сначала пыталась перевалить в Сибирь по Межевой Утке, но это не удалось и казаки спустились до Серебрянки. В XVIII-XIX веках от Висимо-Уткинска по Межевой Утке сплавлялись судна с продукцией демидовских заводов. По Утке они доплывали до Чусовой, затем плыли вниз по Чусовой до Камы и далее. В верховьях реки висимским золотоискателем Селивановым была найдена золотая россыпь. Здесь был открыт Селивановский прииск. Позже тут вырос поселок лесорубов Межевая Утка, а сейчас это поселок Синегорский.
4. Родина писателя Д.Н. Мамин-Сибиряка
В Висиме, расположенном на Межевой Утке, родился и вырос уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. В Висиме работает мемориальный дом-музей писателя, установлено два памятника. Кроме того, около Висима, близ Межевой Утки, расположен самый глубокий водоем Свердловской области – озеро Бездонное, образовавшееся на месте карстового провала.
5. Озеро Бездонное.
Озеро Бездонное с окружающими лесами. На правом берегу р. Межевая Утка, севернее пос. Висим. Гидрологический памятник природы. Озеро карстового происхождения среди доломитизированных известняков палеозоя.
6. Зооферма в поселке Висим.
На ферме живут животные и птицы. Это лошади, страусы, олени, гуси, утки, кролики, свиньи, павлины, овцы, козы и другие.
Свиньи Олени Страусы Кролики
7. Туристический кластер "Гора Белая"
8. Проекты "Родники", "Кормушка", «Природа и мы»
В 2021 году наша школа включена в национальный проект страны по созданию центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» (приказ Министерства образования и молодежной политики №56 от 28.01.2021). Теперь каждый ученик сможет себя ощутить маленьким исследователем, первооткрывателем.
Местные природные памятники, такие как старинные каменные карьеры, озера и участки с особым флористическим разнообразием, активно используются в рамках школьных экосистемных исследований. Учащиеся на практике изучают, как человек влияет на природу и как важно сохранять этот хрупкий баланс.
Задача наших учителей — показать детям, как важно изучать природу, заботиться о ней и как можно применять знания о природных явлениях в повседневной жизни. Природа Висимо-Уткинска становится не только местом для отдыха, но и настоящей лабораторией для школьников, где они могут углубить свои знания в области биологии, географии, экологии и других естественных наук.
Куратор естественно-научного образования в нашей школе — это не просто учитель, а настоящий проводник в мир науки, который помогает детям развивать аналитические способности, углублять знания и применять их в реальной жизни. Используя современные методы и технологии, она открывает перед учениками двери в увлекательный и многогранный мир природных наук. Висимо-Уткинск с его уникальной природой становится прекрасной лабораторией для научных исследований и важным элементом образования, который помогает детям почувствовать себя частью природы и понять, как важно заботиться о её сохранении.
Автор публикации: Корякова Екатерина Михайловна
Ошуркова Мария Алексеевна ( ред.)